Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 4001/EMAS.

1. Создание Экологического совета школы

Совет организует и направляет деятельность школы. В состав Совета обязательно входят учащиеся, учителя, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме того, в Совет могут также входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. (Интересен опыт школ Калининграда и Калининградской области, включающих в состав совета выпускников школ, и подход Колпинского Дворца творчества детей и молодёжи, в Экологический совет которого приглашены представители местных предприятий-природопользователей.) Экологический совет ежегодно переизбирается или, по крайней мере, обновляется — вместо выпускников приходят младшие, состав Совета может по ситуации корректироваться школой.

2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении

Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия школы на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды и энергии, озеленение пришкольной территории, каким транспортом добираются в школу ученики и учителя. (Каждый раз при выборе новой темы проводится исследование экологической ситуации, ведь на неё влияют не только внутренние факторы — работа школы по выбранной проблеме, но и внешние — ситуация на местах, в регионе, и даже в мире.)

3. Разработка плана действий

Информация, полученная на 2¬м этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. (Совет утверждает план, а разрабатывать его можно всей школой, можно с приглашением эксперта.)

4. Мониторинг и оценка выполнения плана

Периодический контроль за соответствием деятельности школы разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия. Проводятся Экологическим советом школы или, по решению Совета, привлечённым со стороны экспертом.

5. Включение экологической тематики в школьные курсы

Различные аспекты выбранной экологической проблемы изучаются школьниками на всех предметах. Вся школа принимает участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии или по уменьшению объёмов мусора и его раздельному сбору. Таким образом, экологическое образование интегрируется в школьную программу. Разрабатываются методические материалы по использованию экологической тематики на уроках. (Стоит отметить, что не требуется включать выбранную тематику сразу во все предметы, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.)

6. Предоставление информации и сотрудничество

Школа устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно¬исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т.д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации. В своей деятельности школа ориентируется на местное сообщество и учитывает интересы своего района города, села. Например, если в посёлке остро стоит проблема загрязнения местной речки, то школа может выбрать тему «Вода», хотя для самой школы, может быть, тема «Мусор» актуальнее.

7. Формулировка и принятие Экологического кодекса

Экологический кодекс разрабатывается в каждой школе. Он отражает стремление школы в целом и каждого её обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды. (Экологический кодекс может дополняться или приниматься каждый год по новой теме отдельно.)

Программа, направленная на экологическое образование  для целей устойчивого развития,  проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE). Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Международный координатор — госпожа Эстела Перейра. Национальный координатор – Ольга Мадисон (Санкт-Петербург).