От ближайших западных собратьев, гнездящихся в Минусинской котловине (Красноярский край), байкальских орлов отделяют 600-километров тайги и отрогов Саянских гор. Наша популяция обитает вокруг озера Байкал: в Иркутской области (западное побережье), и Республике Бурятия (восточное). Казалось бы, обширные монгольские и забайкальские лесостепи должны быть не менее привлекательны для орлов, чем прибайкальские. Но лишь единичные пары гнездятся в лесостепи долины р. Онон (Забайкалье) и в монгольской части бассейна реки Селенги.

     Рисунок 1.Ареал байкальской популяции императорского орла.

     По моему мнению, восточная и южная границы ареала могильника примерно совпадают с областью обитания его основной добычи - длиннохвостого суслика (Spermophilus undulatus).

Фото 2. Семья длиннохвостых сусликов.

     Южнее и восточнее обитает уже даурский суслик (Spermophilus dauricus). Это более мелкий вид, не образующий столь плотных поселений, как его длиннохвостый родственник и поэтому заменить его в рационе орлов он не может.

     Ареал байкальской популяции «императора» не сплошной, состоит из нескольких очагов, разделенных горными хребтами и таежными лесами. В Иркутской области (Западном Прибайкалье) орлы населяют лесостепные массивы, прилегающие к Братскому водохранилищу (на р. Ангаре), а также находящиеся между Ангарой и верхним течением великой сибирской реки Лены. Самый западный участок ареала располагается в долине реки Оки (приток Ангары). Самый восточный связан с реликтовой горной лесостепью, сохранившейся в средней части западного побережья Байкала (Приольхонье) и на острове Ольхон (его площадь – 700 км2). В огромной Иркутской области, имеющей площадь 776 тыс. кв. км, на лесостепной ландшафт приходится лишь примерно 5% территории.

 

   Фото 3. Ареал в Иркутской области.

Фото 4. В приангарской лесостепи.

Фото 5. Реликтовая байкальская лесостепь. Приольхонье. 1997 г.

    В Бурятии орлы гнездятся в бассейне реки Селенга. Севернее небольшая группировка заселяет Баргузинскую котловину, единичные пары обитали на юго-западе республики - в Тункинской котловине.

Фото 6. Сэргэ – «шаманская коновязь».

        Еще в молодости я обратил внимание на тот факт, что распространение могильника в Западном Прибайкалье совпадает с территориями, где разводят овец. Чуть позднее пришло понимание: речь идет о традиционных скотоводческих районах, издавна населенных бурятскими племенами. Из литературы узнал - еще до появления в Западном Прибайкалье монгольских племен (11-12 века), точно такой же ареал в 5-12 веках заселяли курыкане – тюркоязычный скотоводческий народ, предок якутов.

 

 

Фото 7. Кто оставил эту надпись: древние тюрки, или буддистские миссионеры? Тангутский стационар, 2012 г.

       Из всех прибайкальских видов орлов именно «император» – самый близкий сосед скотоводов, обитающий лишь в тех местах, где издавна пасли скот. Он постоянно парит над степными пастбищами, гнездится вблизи юрт - на лесных опушках и одиночных деревья. Благодаря своей величественной красоте императорский орёл с глубокой древности почитается как священная птица. Сначала курыками, затем - бурятами, эвенками. Именно могильник – природный прообраз священного Белоголового Орла. Орлиный облик принимает самое грозное байкальское божество – Хозяин Ольхона. По легендам Орел был первым бурятским шаманом и от него ведут свой род ольхонские шаманы, считавшиеся самыми могущественными. Большинство «орлиных» легенд территориально вязаны с Ольхоном. По одной из них на этом байкальском острове обитает Царь-Орел, управляющий всеми орлами мира и указывающей, где именно жить той или иной паре. По мнению этнографов, культ Орла появился еще у курырыкан, позднее был заимствован бурятами. Подробнее об этом культе и его обрядах можно узнать из моей статьи "Белоголовый Орёл байкальских легенд", а также фильма "Царь-Орёл" (с 14 минуты).

Фото 8. До сих пор в честь Орла на Байкале совершаются шаманские обряды, сопровождающиеся особыми жертвоприношениями. Приольхонье, 1997 г.

 

Фото 9. Там же, 2008 г.

Фото 10. Там же, 2009 г.

 

Фото 11. В лесостепи Ангаро-Ленского междуречья обряды попроще. Май 2012 г.

 

 

 Виталий Рябцев